Недавно в рубрике «вопрос-ответ» мне задали очень интересный вопрос:
Почему Гоша из кинофильма «Москва слезам не верит» (который, по мнению читательницы, вообще социопат) пользуется популярностью у женщин?
Гоша – это такой собирательный образ русского мужчины. Я не стану, конечно, утверждать сейчас, что он социопат. Скорее всего, конечно, это не так. В большей степени он алкоголик и тунеядец, что говорит немножко о другом, но не думаю, что у него есть какое-то расстройство личности. Так почему же вообще русские женщины стремятся к такому странному образу мужчины?
Рассмотрим такого сложного собирательного персонажа, который любит злоупотреблять алкоголем, погулять в компании и практически не имеет способности вот это всё исключить из своей жизни, когда в ней, например, появилась прекрасная женщина. Ну, зачем ему всё это нужно, если теперь есть отношения, и всё же должно, в общем-то, на их фоне меркнуть? И на самом деле, так и должно быть здоровой ситуации. Когда мужчина одинок, и у него нет никакой семьи, нет отношений, нет обязательств ни перед кем, естественно, он может делать всё, что он хочет, отдыхать, как он хочет, и вести тот образ жизни, который хочет. Когда он вступает в отношения, то подразумевается, что не будет всё так же, как раньше, должны быть расставлены другие приоритеты. Его приоритетом становится другой человек, с которым он связывает жизнь, и мужчина начинает нести за этого человека ответственность и брать на себя определенные обязательства. То есть, его состояние, поведение, мысли, чувства и действия должны соответствовать его новой ситуации, а именно жизни с женщиной и созданию совместного светлого будущего.
А что же получается на самом деле? Частенько мужчина не готов нести ответственность за другого человека в том объёме, который от него, в общем-то, требуется, и хочет продолжать заниматься своей ерундой, причём так, чтобы ему за это ничего не было. Конечно же, это абсолютно не рабочая история, потому что это порочный круг. Женщина же, несмотря ни на что, понимает, что, в общем-то, мужичонка неплохой, и нужно сейчас всё это изменить и спасти его. Вот если сейчас она будет прилагать какие-то неимоверные усилия, будет вкладывать в эти отношения какой-то титанический труд, и, как правило, приносить себя в жертву (тут это понятие самое главное), то, скорее всего, мужчина поймёт, насколько она прекрасна, ценна, и он должен быть рядом с ней. Он посмотрит и увидит, как же хорошо приходить домой, когда всё чисто и убрано, все рубашки наглажены, на столе стоит суп, бельё свежее, а детишки хорошо учатся. Но он, козлина, почему-то всё это не ценит и всё равно хочет куда-то отсюда сбежать и пойти потусоваться со своими друзьями в пивнушке. Женщина желает ему продемонстрировать всю ценность, а мужчина просто элементарно не может оценить по достоинству эту ситуацию. И самое интересное, что, скорее всего, он никогда её не оценит, потому что она для него никогда не была приоритетом. Да, это удобство, да, забота и уход нужны мужчине, но это не самое главное, не то, на чём держатся отношения мужчины и женщины. И даже при очень хорошем уходе за мужчиной, он всё равно будет смотреть в какую-то другую сторону, потому что где-то будет интересней. Там, где за ним ухаживают, ему неинтересно. Там просто удобно, просто спокойно. Но когда в нём на самом деле не живут желание и возможность нести ответственность за свои действия, то, конечно, женщина не может ни на что рассчитывать.
Женщина впадает в этот круг и становится созависимой от мужчины. То есть, нет определённых отношений, нет того энергетического взаимообмена, который обычно бывает в нормальных отношениях. Есть только вот эта вот игра непонятно во что, когда он куда-то постоянно хочет уйти, а она его постоянно хочет вернуть, будь-то это его алкогольная зависимость, гемблинг, сексоголизм, или какое-то другое желание, «страсть к жизни», как он это описывает, когда ему нужно постоянно искать каких-то эмоций… Такой человек, естественно, нездоров. Он зависим и постоянно ищет где-то какой-то high. Как он будет его искать, уже не важно. Люди могут меняться в плане получения этого кайфа, так скажем: кто-то пил, а потом ударился в церковь и теперь ловит high там. Может быть, это лучшее из зол, но, тем не менее, это крайность.
Где же вообще корни этого поведения? Естественно, они кроются в патриархате и в нашем традиционном укладе жизни, когда мужчина – хозяин семьи, и на нём лежит большая ответственность. Он должен содержать семью и в связи с этим выполнять определённые действия. Воспитание в патриархальной семье неизбежно приводит к такому понятию как мачизм. И женщины вынуждены с ним как-то справляться.
Когда русская женщина, часто мать-одиночка, растит и воспитывает мальчика, она говорит ему: «Ты будешь защитником! Ты будешь крепостью! Ты должен сейчас защищать свою мать, а затем свою жену, и я должна научить тебя, как быть сильным!»
Означает это, как правило, следующее: «Плакать ты не можешь! Эмоции все засунь куда подальше! Что у тебя там? Какое такое плохое настроение?! Иди, поработай, и будет у тебя хорошее настроение!»
Естественно, эмоциональной связи здесь никакой нет, а есть только требования и постоянный запрос от общества и семьи, каким должен быть мужчина. Он должен быть холодным, брутальным, расчётливым в действиях, никаких слюней-соплей распускать не должен, даже если хочет. И в этом качестве он достаётся женщине, которая воспитана совершенно противоположным образом: девочкой, куколкой, за которой сейчас придёт мужчина и будет ухаживать, а она будет ухаживать за ним, но по-другому. Никто не говорит ни о какой эмоциональной связи, о близости, о том, чем интимность отличается от близости, и чем секс отличается от интимности, и так далее. То есть, все строится на таком традиционном подходе, где мужчины остаются «холодными», а женщины, как они сами себя называют (и это я часто слышу от моих подписчиц), очень эмоциональные. На самом деле, мужчины тоже эмоциональные, только не в том контексте. Их эмоции выражаются в агрессии, гневе или безудержном веселье, но они не такие, как у женщин. Да, они, наверное, не хотят быть ласковыми котиками и делать постоянные поглаживания. У них всё же другой уклад, и это легко просмотреть в нашей культуре. Про другие культуры говорить здесь не буду, не хочу сравнивать.
В общем, после воспитания советским мамами, мы имеем мужчин, которые достаточно инфантильные. Большинство из них были выращены матерями-одиночками, которые желали ровно того же, что каждая женщина: быть защищённой своим мужчиной. Раз уж мужчины нет, то тогда – своим сыном. Поэтому дифференциация этого мужчины происходит крайне тяжело, и он остаётся таким ребёнком долго-долго, и никак не может вырасти. Он живёт в этом инфантилизме и не может предложить своей женщине толком никакого зрелого эмоционального вовлечения.
Автор, фото Маша Лопатова