Самое страшное переживание для любой матери — когда приходит новость, что её ребёнок болен.
Новая эпидемия захватила весь мир, эпидемия аутизма. Вдруг откуда ни возьмись каждый восьмидесятый ребёнок начал рождаться в той или иной степенью аутизма. На западе терминология немного поменялась, и теперь это называется «расстройством аутистического спектра» (РАС). А в России пока по-прежнему так и действует терминология «шиза», и это грубо. Хотя «шизоидное расстройство» звучит не так обидно.
В диагнозе «аутизм» действительно есть что-то обидное. Скорее всего, потому что это обида на весь мир, который так несправедлив. Я, как человек пытливый и где-то тоже не совсем нормальный, решила покопаться в этом вопросе и сформировать СВОЁ мнение по этому поводу. Это может быть бредом, но почему бы и нет? Иногда и в бреду может родиться истина. Для тех, кто совсем ограничен, назовём это просто моей фантазией.
Мое глубоко увлечение психологией, а также ее разными направлениями (которых сотни), а также поступление в американский университет в магистратуру по семейной психологии привело меня к долгим и продолжительным мыслям по поводу мировой эпидемии аутизма. Моё первое заключение — человек как вид мутирует. Мутирует, как когда-то по ещё одной теории (не получившей подтверждения) обезьяна родилась без шерсти, с голой кожей. Да, какой-то ген мутировал, и понеслась… Так и сейчас, последние исследования Калифорнийского университета, который тратит такие космические деньги на исследования проблемы аутизма, отмечает видоизменение некого белка у детей с РАС. Белок мутирует, меняется его качественный состав. Как и почему — никто не знает. Гипотез много. Инвайроментные факторы, продолжительное употребление генно-модифицированных продуктов несколькими поколениями, изменения в среде обитания человека, вплоть до малого количества свежего воздуха, и даже гиподинамия, — всё это может, оказывается, вызывать мутации человека.
Я большой поклонник системно-векторной психологии, ответвления, которое вообще не имеет никакого научного подтверждения и не представлено на западе. Так вот, на мой взгляд, аутизм напрямую связан с антропологией, наукой, изучающей происхождение и развитие человека как вида. Каждая эпоха ознаменована определённым психологическим вектором человека. Так вот сейчас наступает эра так называемых «звуковых» людей. Это люди особенные, те, которых мы обычно величаем «с приветом» (как раз тот типаж, о котором когда то я писала).
Был у меня одноклассник, сидела я с ним на химии. У него были такие страшные уши, которые закручивались как у кота сфинкса-эльфа. Он ни с кем не разговаривал, у него не было друзей. Зато он решал любое уравнение за 10 секунд и сдавал контрольные за первые 10 минут. Оставшиеся 35 он сидел, уставившись в впереди стоящий стул. У него была странная походка, как будто подскакивающая, и пиджак, надетый на майку-алкоголичку. Про его жизнь никто ничего не знал, ибо был он интровертом высокого полёта. Но была в нем одна слабина — очень нравилась ему я. Когда он оказывался со мной за одной партой, он мгновенно решал для меня все уравнения, видя и сожалея о том, что я такая тупая. Сострадание к любимой женщине было в нем очень сильным.
Он, конечно, без каких-то сложностей поступил на физмат, закончил его за три года и был на пути в Силиконовую долину. Американские прохиндеи рекрутировали гения мгновенно. И да, сейчас он какой-то профессор какого-то Баркли, мать его. Больше про него ничего не известно. А известно, что сейчас в Силиконовой долине, по праву самом прогрессивном технологичном месте (и кстати, самом высокооплачиваемом), ходят странной походной люди, которые практически ним кем не общаются, а тихо и скромно что-то решают, составляют, программируют и двигают науку. Люди, работающие в Силиконовой долине, одержимы. Причём одержимы не деньгами (как были бы большинство западных людей «кожного» психовектора, нацеленного на преумножение материальных ценностей), а именно творчеством технологий. Наука и технологии -это в данный момент самая востребованная стезя на западе. Деньги имеют значение, но только как инструмент, при помощи которого можно двигать прогресс. Миллиарды долларов тратят «кожные» меценаты на новые открытия, решения кода ДНК и человеческого генома. С каждым годом профессии, связанные с ремеслом, даже таким как медицина, будут уходить на второй план. Ибо лечится в ближайшие лет 20 будут по-другому, а именно предотвращая болезнь на генетическом уровне. Именно этим занимается сейчас мой сосед по второй парте, как я полагаю.
Так вот, возвращаясь к аутизму. Моя ставка, что качество людей будет постепенно меняться, и недалёк тот час, когда диагноз аутизм снимут как диагноз не нормы. Как некогда из учебников психиатрии удалили диагноз гомосексуализм. Теперь это норма. И даже если кто-то с этим не согласен, то от этого больше не лечат. То есть не признают как психическое расстройство.
Сейчас для детей с диагнозом РАС уже разработаны методики ABA, позволяющие этим детям «с приветом» жить полноценной жизнью и общаться с любыми детьми. А именно, просто адаптироваться к миру со своим порой странным взглядом на жизнь.
Я недавно пересмотрела фильм «Человек дождя». Для меня как человека, увлекающегося психологией, было интересно разобрать героев по психотипам. Безусловно, у главного героя была запущенная форма аутизма, но трёхзначное он множил на трёхзначное без проблем. На протяжении фильма герой Дастина Хоффмана поражает, и порой кажется, что это гротеск. Но нет, ведь при нынешних методах АВА-методики из него можно было сделать полноценного члена общества.
Для тех родитетей, детям которых поставили диагноз аутизм, хочу дать один совет. Радуйтесь! У вас гениальные дети, дети будущего. Дети технологий, которые далеки от материальной стороны мира. Это люди, которые спасут наш мир от алчности, войн и зла. Есть маленькая ремарка: не затягивайте с особой терапией для таких детей, и вы увидите результаты мгновенно. Эти дети станут вашими лучшими учителями, которые подарят вам новые знания, а главное — дадут вам возможность познать себя лучше.
Автор, фото Маша Лопатова