Лось, мой верный друг, был не единственным, с кем мне удалось найти общий язык. Я познакомилась с семейной парой, которая так же, как и мы, ждала первенца. Андрей уехал в поездку, и они пригласили меня на ужин. Я практически доехала до их дома, и на заправке меня встретил Ник, провез через McDonald’s и спросил, что я буду. «Я буду «Филе-о-Фиш»», — сказала я и чуть не расплакалась. Приглашение на ужин в Юте оказалось чем-то отличным от приглашения на ужин в России. Мы пришли в их небольшую квартиру, взяли свои бутерброды и захрустели картошкой. Включили баскет. Как закончился вечер, я не помню. Помню, что думала про «Марио» на Климашкина. Быстрая еда — очень распространённая форма трапезы в Америке. Особенно в глубинке. Особенно там, где принято иметь по шесть детей.
Юта — особое место на планете Земля. Даже прожив десять лет в Солт-Лейке, я до сих пор не могу сформулировать, что такое Юта. Во-первых, это суперконсервативный штат. Во-вторых, официальная религия LDS (мормонская) определяет все законы, по которым этот штат развивается. Несмотря ни на что, за десять лет Юта совершила громадный скачок в своём развитии. Совсем недавно Солт-Лейк-Сити Форбс признал самым благоприятным городом для ведения бизнеса в Америке. Здесь фантастически безопасно. Здесь чисто. Здесь нет пробок. Здесь нет чернокожего населения. И никто никуда не торопится. Люди здесь скромные. Это означает, что у них скромные нужды и запросы. Здесь есть очень богатые люди, но они практически не заметны. Мало кто знает, что именно в Юте был изобретён World Perfect, впоследствии проданный Microsoft, игра Mortal Combat, ледовая машина Zamboni (хотя хоккей здесь не популярен совсем), и даже телевидение.
Мормонская религия предполагает сплоченные семьи с большим количеством детей, поэтому детских площадок здесь на душу населения больше, чем где-либо ещё на Земле. Как говорила моя няня Ольга, которая иммигрировала в Юту из Уфы, мормонская религия очень приближается по своей сути к коммунистической партии. Вступая в ее ряды, ты автоматически становишься членом общества, которое обеспечивает определённые блага. От человека требуется только две вещи: хорошо работать и посещать церковь по воскресеньям, где необходимо отдавать церковную десятину. Это некое негласное правило, которое чуть ли автоматически не исключается из пейчека. Пейчек — это зарплата каждые две недели. За это церковь «ведёт» тебя по жизни. Молодым семьям помогают и словом, и деньгами. Иммигрантам, вступившим в их ряды, оплачивают продукты, продвигают по карьерной лестнице быстрее, чем другого немормона.
Мормоны — прекрасные люди! Я не встречала ни одного «плохого» мормона. Возможно, мне повезло, наверняка, подонки есть везде. Но в целом это милейшие, терпеливейшие, вежливые, сдержанные люди, которые всегда готовы прийти на помощь. И да, нас никто и никогда не пытался обратить в мормонскую религию. Мормоны уважают другие религии и уверены в себе. Они с удовольствием расскажут о своих правилах, и почему их религия — самая лучшая, но никогда не будут предлагать поменять свои преференции. В 18 лет каждый мормонский мальчик отправляется в миссию в разные страны мира. В миссии он присоединяется к местной церкви Святых последних дней и проповедуют на иностранном языке. И служит он там два года. По возращению он сразу женится, ибо секс до брака запрещён. Как правило, семья уже кого-то имеет в виду в качестве невесты. Кульминация — заключение брака в темпле (temple). Это красивейшее здание, похожее на замок. Брачеваться в темпле не каждому дано. Для этого нужно быть «фиолетовым» мормоном и иметь отменную репутацию!
Знаю, что мормонская религия ассоциируется с многожёнством. К радости многих и разочарованию некоторых, многожёнство было отменено ещё в конце 19 века. Современная религия святых последних дней не просто запрещает многоженство, но и пресекает любые попытки адюльтера. Настоящие Мормонские семьи крепкие.
Прожив в Юте десять лет, я на один взгляд могу отличить мормона от немормона. Что-то есть особенное в из внешнем облике. Это невозможно описать. Бледность, светлость кожи, некая прозрачность и сдержанность во всем. Они не ругаются матом, не выпивают алкоголь, не курят и даже не пьют кока-колу. Напитки с кофеином запрещены. Зато очень любят сладенькое, особенно мороженое. Негласно, в Юте самое большое потребление мороженого на душу населения.
Ах, чуть не забыла! Мормоны носят garments. Это эксклюзивная нижняя одежда для мормонов высокого полёта. Её нельзя снимать никогда! Спать, купаться и заниматься сексом нужно именно в них. Это защищает тело от всего, приблизительно как крестик у православных. Как рассказывает моя давняя «мормонская» подруга Мэри: «Они действительно предназначены для того, чтобы показать Богу, что нося их, мы уважаем и ценим наше тело. Я бы назвала это символом уважения. Подобно тому, что мусульманские женщины носят паранджу, мы носим гарментс. Но носим мы их не поверх одежды, а под ней, для того чтобы не демонстрировать окружающим, религиозны ли мы или нет. Напротив, другим людям не должно быть важно, сильно ли вы религиозны или совсем нет. Это нечто, что должно оставаться только между вами и Богом».
Мормонской религии мы обязаны двум товарищам — Бригаму Янгу и Джозефу Смиту. Это выдающиеся люди, которые положили начало религии Святых последних дней. Джозеф Смит приложил руку к написанию Book of Mormon и опубликовал ее. Бригам Янг жил позже и уже имплементировал положения, описанные в книге мормона в организованную религию.
Ах, да, многие считают, что мормоны — это секта. С классической точки зрения, это не секта. Мормоны верят в Христа как в своего спасителя. Есть, правда, одна ремарка. Они верят в то, что Иисус воскрес и предстал перед Джозефом Смитом на американской земле, и назначил его своим пророком.
Немногие знают, что именно десять лет в Юте, в самом, пожалуй, религиозном штате Америки, сделали меня классическим атеистом. Занавес.
Автор, фото Маша Лопатова